Сегодня поговорим о том, как читать с малышами в возрасте от рождения до трёх лет: как привить детям любовь к чтению, научить слушать стихи и сказки, рассматривать иллюстрации, а также о том, как правильно выбирать книги для самой юной категории читателей.
Зачем нужно читать детям, которые в большинстве своем ещё толком не научились говорить? Чтение детских книг – это целый комплекс действий. Он состоит из рассматривания иллюстраций, прослушивания текста, соотнесения текста и картинки. Чтение с ребенком – это серьезная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле. Читая ребенку с раннего возраста, мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, обогащаем его формирующуюся речь.

Кроме того, чтение – это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство.
От 6 месяцев до 1 года
Самое время приобрести первую детскую книгу. Речь идет о картонных книжках- малышках, которые состоят из небольшого количества плотных, прочных и безопасных страниц.

На самом деле, в страницах всё и дело. Детям нравится манипулировать с книгой, переворачивая странички ,ко всему, еще и отличное упражнение для развития мелкой моторики. Скорее всего, книга будет опробована на зуб, но она будет просмотрена так или иначе.

Не стоит покупать много “малышковых” книг, двух-трёх будет вполне достаточно. Довольно скоро вы увидите, что малыш готов двигаться дальше и тогда сможете выбирать уже более содержательные книги для совместного чтения. Картинки в книжках должны быть яркие, привлекающие внимание. Садитесь вместе с ним и «читайте» книгу, учите его обращаться с ней: нажимайте на фигурки животных, чтобы они издавали звуки, разглядывайте картинки. Читать нужно спокойным, распевным голосом, соблюдая интонацию и ритм, читая как бы «по ролям» (меняя голос со сменой персонажа).
Рекомендации: читаем любые книги с “правильными” иллюстрациями, моющиеся, либо из плотного картона.

От 1 года до 2 лет
Чтение для деток в возрасте от года до двух – это мир иллюстрации. Все, о чём написано, должно быть нарисовано – это очень важно для малыша, ведь он ещё не может сам представить бычка, который идёт по качающейся доске, но он с радостью обнаруживает на страницах книги предметы, о которых только что услышал. Рассматривая картинки, мы не только называем предметы, мы еще и описываем их свойства, действия, придумываем сюжеты. Тем самым мы развиваем фантазию ребенка, формируем его словарный запас, обогащаем его речь, помогаем научиться по-разному смотреть на одни и те же предметы. Хорошим подспорьем в привлечении ребенка к рассматриванию картинок являются книги с окошками, с движущимися и тактильными элементами. Такие издания способны надолго удержать внимание ребенка, усилить его интерес к содержанию книги.
Рекомендации: читаем ребёнку: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Серия “Для самых маленьких”: “Сказки в стихах” (А.Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К.Чуковский, Э.Успенский, И.Токмакова).

От 2 до 3 лет
Малыши до трёх лет – самые благодарные слушатели на свете, их жажда нового и волшебного – заразительна. Читая с ребенком, вы будете открывать вместе с ним удивительный мир волшебства и фантазии. И помните, что любовь к книгам можно привить только на личном искреннем примере. Трепетное отношение к книге – это хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю. Возраст двух лет – это еще и тот удивительный период, когда у ребенка начинает развиваться фантазия. Дети проявляют интерес к творчеству, к ролевым и фантазийным играм – все это погружение в мир сказки. Играйте с детьми в сказки, разыгрывайте сюжеты из книг, ставьте домашние спектакли, рисуйте собственные иллюстрации к книгам, лепите персонажей из пластилина.
Рекомендации: читаем ребёнку К. Чуковский “Муха-цокотуха», “Тараканище”, “Крокодил». В. Сутеев “Дядя Миша». Б. Заходе “Мишка-Топтыжка”. С. Маршак “Сказка о глупом мышонке” , «Сказка об умном мышонке”. Русская народная сказка “Петушок и бобовое зернышко”.

Живое общение с книгой, которую малыш “читает” с мамой – весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Библиотекарь ч.з.Аникина Н.В.