Петроний Гай Аматуни (12 июля 1916 – 29 апреля 1982)

Петроний Гай Аматуни родился 12 июля 1916 года в станице Великокняжеской области Войска Донского (ныне город Пролетарск Ростовской области). По словам ростовского писателя Николая Егорова, мать Петрония была казачкой из местных, отец – армянин по имени Гай.

Детство будущего летчика и писателя прошло в Ереване, а юность в Москве, зрелые же годы, вплоть до самой кончины – в Ростове-на-Дону.

С 16 лет П. Г. Аматуни начал трудовую деятельность, но увлечение авиа-моделированием привело его в авиацию. Первые должности юного Аматуни – инструктор по авиамоделизму, инструктор планерного спорта.

Войну 26-летний Петроний начинал как кавалерист. Однако, в боях под Ростовом Аматуни получил серьёзное ранение, и после выздоровления был направлен в авиационное училище, которое в 1944 году закончил.

Петрония оставили при училище и он стал работать летчиком-инструктором.

Первые литературные шаги сделаны им во второй половине 40-х годов и, естественно, связаны с темой авиации. Но интересно и знаменательно другое. «Маленький летчик Пиро» (1947) – сказочная повесть. То есть уже тогда определилась склонность будущего писателя к жанру сказки и научно-фантастической прозы. После первой книги был написан ряд реалистических повестей, рассказов, очерков, которые засвидетельствовали серьезность литературной заявки, поиск темы, стиля, манеры (рассказ «Чен» (1953), очерки о пилотах «4 000 000 километров» (1954), сборник очерков «На борту воздушного корабля» (1954), еще один сборник – «На крыльях» (1955) и др.) Детская фантастическая повесть – «Маленький летчик Пиро» была напечатана в Ставропольском книжном издательстве.

В 1960-х Аматуни пишет свою самую известную вещь – сказочную повесть «Чао – победитель волшебников».

В 1960-х Аматуни пишет свою самую известную вещь – сказочную повесть «Чао – победитель волшебников».

И в «Чао» неоднократно упоминается Ростов… Главные герои повести – мальчик-школьник и сказочная Ёлочка – уже знакомы нам по «Маленькому лётчику Пиро». Но теперь появляется и робот Чао, а также всем известные Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Соловей Разбойник, Змей Горыныч. Злые волшебные чары народных сказочных персонажей становятся настолько бессильными перед знаниями героев и техническим прогрессом, что они даже решают учиться, хотят «энтого самого, абра… абро… абразованья».

В повести органично соседствуют сапоги-скороходы и реактивный двигатель, шапка-невидимка и вертолёт, новейшие достижения науки и волшебные заговоры, отчего произведение приобретает ещё и черты фантастичности. Главные герои повести, пройдя увлекательные приключения и не раз попадая в опасность, пытаются убедить юных читателей, что истинное знание, стремление к образованию, развитию побеждают самые злые силы. И хотя произведение адресовано, прежде всего, детям младшего возраста, остроумная повесть, написанная ярким живым языком, несомненно, будет интересна и взрослым.

На планете Земля Петронию Гаю Аматуни было отведено всего шестьдесят шесть лет жизни. Люди, близко знавшие Аматуни, вспоминают, что это был очень образованный, начитанный человек, он покорял своим обаянием, всегда был честен и бескорыстно помогал людям.

Иван Дмитриевич Василенко (1895 – 1966)

«Родился я, — писал Иван Василенко в своей автобиографии, — 20 ( 7 по старому стилю) января 1895 года в селе Макеевка бывшего Таганрогского округа. Отец – волостной писарь. Когда мне исполнилось 8 лет, вся семья переселилась в Таганрог. Здесь отец в течение нескольких лет заведовал чайной-читальней так называемого общества трезвости».

По окончании четырехклассного Таганрогского училища Иван Василенко устроился писцом в съезд мировых судей, а затем, выдержав экзамен на звание учителя народных училищ, некоторое время преподавал в школе села Ново-Бессергеновское, неподалеку от Таганрога.

В 1914 году был принят в Белгородский учительский институт, но тут же исключен из него из-за участия в революционном кружке. Вернувшись в Таганрог, работал счетоводом в Донском земельном банке. В годы революции и гражданской войны работал на Русско-Балтийском металлургическом заводе. Был связан с большевистским подпольем, вел агитационную работу среди рабочих.

В 1934 году с ним произошло несчастье: быть может, дало о себе знать «детство заморыша», кто знает, но он заболел туберкулезом и слег.

От тоски, от щемящего одиночества и отчаяния Иван Дмитриевич стал вспоминать трудную, но лучшую пору своей жизни – детство, и написал о нем свою первую повесть «Волшебная шкатулка». Будто для него самого раскрылась чудесная шкатулка – так вдруг расцветились тусклые, серые стены комнаты, так раздвинулась она.

И действительно, свершилось чудо: в больном чиновнике народного образования и профсоюзном деятеле родился или пробудился, дремавший до этого, даже не подозревавший о своем существовании художник, писатель – да еще какой! Его талантом и фантазией были рождены персонажи, которым суждено было стать любимыми героями многих поколений юных читателей.

Много замечательных рассказов и повестей написал Иван Василенко. Его книги издавались в нашей стране более 160 раз, тиражом около 10 миллионов экземпляров, его произведения переведены на многие иностранные языки и неоднократно переиздавались за рубежом. Но, пожалуй, самые любимые из них и их автором и читателями были книги про Артёмку и «Приключения Заморыша» Мити Мимоходенко.

Первыми книгами, в которых мы познакомились с бойким и сообразительным сыном сапожника Артёмкой Загоруйко были «Волшебная шкатулка» и «Артёмка в цирке». Первым же читателям этот герой так пришёлся по душе, что писателю отовсюду стали приходить письма с просьбами, а то и с категорическими требованиями рассказать, что ним было дальше.

То ли испугавшись такой «серьёзной угрозы», то ли поддавшись на уговоры других читателей, а говоря без шуток, видимо, не желая сам расставаться с полюбившимся всем героям, Василенко пишет следующие повести об этом удивительном мальчугане и его друзьях. Так появляются книги «Артёмка у гимназистов»«Заколдованный спектакль» («Артёмка на фронте»), и, наконец, «Золотые туфельки». С неослабевающим интересом читатель узнавал о новых и новых приключениях Артёмки и его друзей: цирковой гимнастки девочки Ляси, её отца клоуна Кубышки, великана борца, доброго и чуть наивного, негра Пепса, красных партизан и подпольщиков и других обитателей южного города, в котором легко угадывался любимый Василенко Таганрог.

В конце 50-х годов прошлого века писатель приступил к новой большой работе. Он задумал создать цикл небольших повестей под общим названием «Жизнь и приключения Заморыша».

Материалом для «Заморыша» послужила сама жизнь писателя, впечатления его детства и юности. Однако, говоря об этой книге, сам Василенко подчеркивал: «Я не стремился к тому, чтобы точно следовать фактам своей биографии». «Жизнь и приключения Заморыша» — повествование «о себе», но также и прежде всего о времени и событиях первых десятилетий бурного и противоречивого XX века, увиденных глазами юного героя.

Всю свою жизнь Иван Дмитриевич Василенко прожил в Таганроге в доме на улице Чехова 88.

Когда в 1966 году писателя Василенко не стало, на «самой лучше в мире улице» Таганрога появился музей его имени. У его входа нас ждет и встречает сегодня, появившаяся там с недавних пор, небольшая скульптура Артемки, очень похожая, к тому же, и на Митю Мимоходенко.

Вениамин Константинович Жак (1905 — 1982)

Родился Вениамин Константинович Жак 31 января 1905 г. в г. Петровск-Порт (ныне г. Махачкала), в зажиточной многодетной семье.

В 1918 г. семья перебралась в Ростов-на-Дону. Уже в 15 лет Жак участвовал в жизни донских литературных организаций. После окончания Северо­-Кавказского университета (педагогический факультет, отделение русского языка и литературы) работал в библиотеках города.

В 1928 г. В. Жак был призван в Красную армию и отправлен в г. Грозный. Сначала он служил в строевой части, но из-за плохого зрения был переведен в писари. Появилась возможность больше времени уделять литературе, творчеству. 

А дальше была война. В.К. Жак добровольно уходит в армию. Он стал политруком в госпитале. Но вскоре из-за развернувшихся тяжелых событий на фронте госпиталь пришлось эвакуировать.

Постоянные переезды с госпиталем, редакторская работа в дивизионной газете в Борисоглебске, работа заместителя начальника клуба Школы ночных летчиков в Мичуринске, участие в битве за Сталинград — далеко не полная военная «география» Жака. И в эти же годы он много пишет, печатается в армейских газетах, листовках.

Крепнет и мастерство поэта, поэта не только «взрослого», но и «детского». Разлука с любимым сыном, с родными братьями и сестрами вызывают в нем желание писать для детей, о детях.

В 1945 г. накануне Великой Победы семья Жаков воссоединилась в Ростове-на-Дону. Вениамин Константинович полностью погружается в литературную работу, продолжая писать стихи для детей.

«Кто зажег свет», «Стихи и сказки», «Городок Наоборот», «Про всех сразу», «Песенка-лесенка», «Мудрецы», «Как приехал Дед Мороз», «Кто склевал звезды» — самые известные сборники его детских стихов. Неожиданные ситуации, четкий ритм, задорный юмор — отличительные черты его детской поэзии. Жак умел заинтересовать, удивить, рассмешить ребенка, шутя играл словами и образами. Навсегда запоминается черная такса такой невероятной длины, что «в классе училась ее голова, а хвост еще нежился дома». А «Городок-Наоборот», где дети сами задают уроки и ставят двойки учителям! А вопросы юных мудрецов: — Зачем собаке голова? Зачем собаке хвост? И совершенно «научные» мудрые ответы. Но Жак умел не только веселить и развлекать ребят, он умел говорить с детьми на серьезные темы — о рабочих профессиях («Подводные мастера», «Кто зажег свет?», «Богатыри- помощники»), о школьных делах, о любви к родной природе, родному краю. Детские лирические стихи наполнены солнечным светом, каплями дождя, золотом осени. 

Своим юным друзьям Жак, как напутствие в большую, интересную, взрослую жизнь, советует:

Человек - сильнее всех на свете!
Как чудесно человеком быть!

Дорогие ребята! Книги, с которыми вы сегодня познакомились, есть в фонде Константиновской детской библиотеки им. А.С. Пушкина. Ждем Вас!

Заведующий ДБ С.Ю. Волохова