Под таким названием в Константиновской районной библиотеке им. Ф. П. Крюкова для студентов Константиновского технологического техникума прошло «информационное досье» о жизни и творчестве великого русского живописца, мастера масштабных исторических полотен Сурикова Ивана Васильевича. Богат этот год на «Суриковские юбилеи». 24 января исполнилось 175 лет со дня рождения художника, а начало лета знаменуется 130-летием посещения Суриковым донских станиц: Старочеркасской, Раздорской, Константиновской…

«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» и конечно же «Покорение Сибири Ермаком» эти и другие работы принадлежат кисти великого русского живописца Ивана Васильевича Сурикова. А этюды для картины «Покорение Сибири Ермаком», размером 285х599 см., мастер писал на Дону.

На мероприятии студенты узнали не только о жизни и творчестве художника Сурикова, о его пребывании на Дону в 1893 году, в частности в станице Константиновской, но и о его знаменитых потомках, режиссерах Никите Михалкове и Андрее Кончаловском. Наталья Петровна Кончаловская (внучка художника) написала о своем деде книгу «Дар бесценный», раскрыв в ней творческий подвиг Василия Ивановича Сурикова. Автор, как бы раскрывая читателю двери мастерской, показывает сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта крупнейшего русского мастера кисти. В сети можно встретить забавное визуальное сравнение Никиты Сергеевича Михалкова в роли сэра Генри Баскервиля с братом художника Александром, который позировал Василию Ивановичу для одной из картин.

Так же студенты увидели почтовые марки с репродукциями знаменитого живописца выходили в СССР, начиная с 1940 года. В разные годы на марках получили отражение такие картины художника как «Боярыня Морозова, «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни» и другие, также в 1948, 1957 гг. были выпущены почтовые марки с портретом самого художника.
Узнали, что на основе собранных материалов, свидетельствующих о нахождении Сурикова в станице Раздорской, художник Л.П. Ежов написал картину «Суриков в станице Раздорской». 1893 г. Сейчас это произведение занимает центральное место в галерее Раздорского этнографического музея. А также о том, что произведения В.И. Сурикова можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт – Петербург), Музее – усадьбе В.И. Сурикова (Г. Красноярск), Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова и других музеях нашей страны, в частных собраниях в России и за рубежом. Ближе всего к нам расположены Краснодарский краевой художественный музей (г. Краснодар) и Таганрогская картинная галерея (г. Таганрог, Ростовская область).

Могила В.И. Сурикова (1848 – 1916) находится на Ваганьковском кладбище, г. Москва.

«Ермака» писал на Дону…

В последних числах мая 1893 года В.И. Суриков приехал в Новочеркасск. Здесь он провел несколько дней, встречался и беседовал с людьми, хорошо знавшими историю Дона и охотно рассказывавшими художнику о жизни и быте казачества. Из Новочеркасска В.И. Суриков направился в поездку по донским станицам.

«Мы проживаем теперь в Раздорской, – писал он родным 4 июля 1893 года. – Тут я думаю найти некоторые лица для картины. Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь. Не знаю, долго ли проживу здесь, смотря что найду».

В Раздорской он настойчиво искал среди местных жителей наиболее выразительные казачьи типы, которые потом могли бы стать центральными образами его новой картины.

В одном из писем родным художник сообщал, что нашел на Дону людей, с которых можно рисовать Ермака и его есаулов. Сподвижника Ермака атамана Ивана Кольцо он писал с жителя станицы Раздорской Макара Агаркова, позировали художнику и казаки Кузьма Запорожцев, Дмитрий Сокол. Этюды с их портретами хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи в Москве. Там же находится и этюд «Донской казак, заряжающий ружье».
На Дону В. И. Суриков провел более месяца. Все это время прошло у него в напряженном творческом труде.

Возвратившись в Москву, он писал 6 августа 1893 года родным в Красноярск: «Мы возвратились из поездки по Дону. Я написал много этюдов, все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские; должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину. Меня казаки очень хорошо приняли. Жили мы в Раздорской станице, Константиновской, Старочеркасске, где находятся цепи Степана Разина. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины. Теперь уже выписываю их».
Вскоре картина «Покорение Сибири Ермаком» была закончена и 3 марта 1895 года показана на открытии XXIII передвижной художественной выставки.
«Впечатление от картины так неожиданно и могуче, – писал Рeпин, – что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит как никчемное: зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено».