В августе 1931 года в Константиновском районе была начато строительство аэродрома. Земля под аэродром отведена в станице Константиновской.
Богатым для местной авиации оказался на события 1934 год. На Дон поступили отечественные самолеты «Р-5» и «К-5», была создана небольшая база для ремонта авиадвигателей, а для решения сельскохозяйственных задач образована эскадрилья спецприменения и транспортное подразделение. В 1935 году донские авиаторы получили самолеты «ХАИ-1» и «У-2», что позволило выполнять рейсы в Москву без промежуточных посадок.
За три недели до нового 1936 года самолетом из станицы Константиновской в Ростов-на-Дону и обратно было перевезено 150 пассажиров.
В январе 1937 года, к XIX-ой годовщине образования Красной Армии, пленум Константиновского РИКа постановил открыть встанице аэроклуб. Для организации аэроклуба было избрано бюро в составе председателя РИКа Гусева, секретаря РК ВЛКСМ Садышенко, начальника ТМШ Шиманского и капитана Игонина. В октябре 1937 года в станице Константиновской была открыта летная школа Шахтинского аэроклуба.
Во время Великой Отечественной войны Константиновский аэродром оказывал помощь нашим авиаторам. Из книги «Полет к Победе» К.Л. Карданова: «…Гитлеровские войска 17 октября 1941 года захватили город Таганрог, а 21 ноября Ростов-на-Дону. Мощным контрнаступлением наши войска к 29 ноября освободили Ростов, разбив ударную группировку врага, отбросили фашистов к реке Миус и перешли к жесткой обороне. Из Таганрога полк перебазировался в Батайск и прикрывал железнодорожную станцию, на которой было большое скопление эшелонов с техникой и боеприпасами.
Следующим местом нашего базирования стала Константиновская – большая казачья станица на крутом берегу Дона. Здесь, пока мы относительно были свободны от полетов, представилась возможность еще раз оценить, какой гигантский труд лег на плечи наших техников. Когда наш полк базировался в станице Константиновской, мы вечерами ходили в клуб – в кино и на танцы. Там Вася Батяев познакомился с девушкой по имени Галя. Вскоре мы перелетели в Шахты и все забыли про Константиновскую, кроме Василия. Он стал с Галей переписываться. Переписка прервалась в 1942 году, когда фашистские войска вышли к Дону. Батяев тревожился за судьбу Гали, часто вспоминал ее. После освобождения станицы нашими войсками, весной 1943 года Вася возобновил переписку. Она длилась до конца войны. В 1945 году Батяев поехал к Галине, и они отпраздновали свадьбу. В семье Батяевых сейчас трое сыновей».
Из воспоминаний жительницы Константиновска К.А. Матвеевой: «Началась война. В 1941 году мы должны были насыпать большие капониры для самолетов. Мы, жилтрестовские, сыпали прямо на улицу Маренова. … Наши отступали. Насыпали капониры все организации. Трактором опашут, а мы носим землю деревянными носилками деревянными. В 1942году начали насыпать капониры поменьше, видно, для кукурузников. Смену отработаем и в госпиталь, где лежали раненые… Немцы уже были в Нижнежуравском. Вот я боялась тогда!».
После освобождения р.п. Константиновского в 1943 году в аэропорту была лишь землянка. Начальник аэродрома был вернувшийся с войны летчик без ноги, опиравшийся на деревянную култышку. Фамилию его никто уже не помнит.
В 1946 году было построено здание Константиновского аэропорта. С 1 июля 1946 года снизили цены на авиабилеты на районные авиаперевозки. Были организованы новые маршруты. Так как хороших дорог не было, авиация выполняла все заказы в из р. п. Константиновского в Николаевскую, Б. Мартыновку, Романовскую, Цимлянскую, Ростов-на-Дону, Шахты, Семикаракорскую.
С 1946 года начал летать на маршрутах самолет «АН-2», который вмещал 12 человек. Он выручал всех и вся, это была большая поддержка для населения. Пассажиров было много: от 3 до 5 рейсов в день совершали в Ростов-на-Дону, в Шахты до 60-х годов было по 17-18 рейсов в день. Из Ростова-на-Дону и Шахт самолеты возвращались заполненные пассажирами. В Цимлянск летали четыре рейса, но они были проходящие, то есть по маршруту Ростова-на-Дону – Константиновский – Цимлянская. Если самолет ломался, то приезжала техпомощь с авиационно-технической базы. Мелкие поломки устранял техник Федя Лагутин.
В 1958 году были организованы экскурсионные полеты по маршруту «Константиновский-Семикаракорская» и обратно. Цена билетов для взрослых – 30 рублей 50 копеек, для детей до 12 лет – 17 рублей. Начало полетов в 10 утра. Дороги, как по сегодняшней улице 24 Гвардейской дивизии, не было, туда и подруливали самолеты. Самолеты были «ПО-2».
В летном отряде были и летчицы – это А. Ликучева, К. Быба. В. Шакурова. Последняя летала в Константиновскую на «ЯК-12», героическая летчица в Великой Отечественной войне, из «ночных ведьм».
В 1960 году аэропорт в р.п. Константиновском перешел на летнее расписание. В Ростов-на-Дону самолеты вылетали в 13.30 и 15.00, в Шахты – в 7.30, 9.30 и 12.30, в Цимлянскую – в 8.35, 9.00 и 12.30, в Семикаракорскую и Раздорскую – в 9.30 и 12.30. Экипажи жили в гостинице для летчиков, которая располагалась по ул. Ленина. Напротив, через улицу, была метеоплощадка.
В 50-60 годы в штате аэропорта был начальник, два диспетчера, два радиооператора и конюх.
Потом здесь установили ОПРС – отдельную приводную радиостанцию, которая существует по настоящее время (трассовый радиомаяк, который работает круглые сутки и обслуживает восточный коридор Ростовского аэропорта). Раньше ОПРС обслуживали 4 радиотехника, 5 старший радиотехник – начальник радиостанции. Сегодня ее обслуживают два радиотехника. Константиновская ОПРС включена в мировой авиационный регламент, над ней проходит международная трасса воздушных судов, и она работает как радиомаяк.
Ветеран Константиновского аэропорта Николай Дмитриевич Орехов вспоминал:
«20 марта 1960 года я стал работать радиооператором аэропорта. Когда в Ростове-на-Дону переучивался на диспетчера, то преподаватель Г.А. Рустанович мне говорил, что он первым прилетел в станицу Константиновскую – открывал маршруты, и было это в 1935 году. Бывший летчик Г.А. Рустанович был уже на пенсии, работал преподавателем – переучивал летчиков и диспетчеров».
После войны пассажироперевозки самолетами стали стремительно расти, в связи с чем в 1963 году на базе 77-го и 78-го летных отрядов и заново отстроенного после Ростовского аэропорта был создан Ростовский объединенный авиаотряд.
В 1963 году построили новое здание аэропорта в р.п. Константиновском, а в 1964 году ввели его в эксплуатацию.
В 1965 году начальником Константиновского аэропорта местных воздушных линий стал Иван Прокофьевич Орехов, сменивший на этом посту Николая Николаевича Ефимова. Новый начальник был боевым летчиком, летать стал в конце войны, потом служил в авиации и попал под сокращение. Начальником Константиновского аэропорта И.П. Орехов проработал 17 лет.
Рассвет Константиновского аэропорта пришелся на 70-е годы. Он считался одним из лучших аэропортов Северо-Кавказского направления. Ему было присвоено звание коллектива коммунистического труда, и подтверждалось это звание ежегодно. Предприятие было признано победителем социалистического соревнования четырех подряд пятилеток. Коллектив аэропорта был награжден переходящим Красным Знаменем. В Ростовском аэропорту раньше был музей истории гражданской авиации Северо-Кавказского направления, там был стенд и про Константиновский аэропорт. Даже журнал «Гражданская авиация» в 1975 году написал о Константиновском аэропорте.
С конца 1977 года продажа билетов и посадка пассажиров стали выполняться только по предъявлении паспорта или удостоверения личности.
В 1978-1979 годах исчезла острая необходимость в воздушной перевозке людей. Наладилось довольно успешно автобусное и речное сообщение.
Планово-убыточные перевозки всегда дотировались государством. Например, летит самолетом 12 пассажиров в Шахты и 12 обратно, то есть полная загрузка, плюс 30 рублей дотация от государства на этот рейс. В связи с уменьшением пассажиропотока на авиаперевозках начали повышать цены на перелеты, чтобы покрыть разницу. Если раньше цена билета была 2 рубля до Шахт, 3 рубля до Ростова-на-Дону , то стала 5 рублей до областного центра, что по тем временам дороговато, ведь билет на автобус стоил 2 рубля 30 копеек. И не всегда была летная погода.
В 1981 году закончилась история Константиновского аэропорта местных воздушных линий, авиаперевозки пассажиров были остановлены…
Е.КАЧУРА, краевед. г. Константиновск