Библиотека — медиатека

Модель существует почти два десятилетия и, как правило, базируется на разработках, связанных с формированием медиатек. Первоначально библиотеки общеобразовательного учреждения были обозначены среди базовых структур для создания медиатек наряду с кабинетами технических средств обучения и школьными телевизионными студиями. Однако в ходе теоретической разработки и экспериментального создания медиатек библиотеку стали считать обязательной составной частью общеобразовательных учреждений с функциями организации компьютерной справочно-библиографической службы [8, с. 18-21].

В России ведется наработка машиночитаемых ресурсов. Существуют гигантские библиографические базы данных ВИНИТИ и ИНИОН, которые вместе с созданными ресурсами в библиотеках Российской академии наук (БЕН, БАН, ГПНТБ СО РАН) сейчас насчитывают более 30 миллионов документов. С середины 90-х гг. проводится оцифровка художественных коллекций центральных и региональных музеев, музыкальных произведений. Тогда же началась деятельность библиотек, университетов, научных учреждений и организаций России по открытию собственных страниц в сети Интернет при поддержке Миннауки, Минобразования и Института «Открытое Общество» [17, с.32-34].

В формировании обобщающего подхода к идее Российской электронной библиотеки ведущую роль играют Министерства науки и культуры, Российский фонд фундаментальных исследований (программа «Виртуальные библиотеки»), Институт «Открытое Общество». В частности:

— принято решение о развертывании межведомственной программы «Электронные библиотеки России», в которой Российская государственная библиотека (РГБ) как один из крупнейших держателей первичных информационных ресурсов, в том числе уникальных информационных коллекций, должна занять достойное место. Общая концепция этого проекта уже разработана;

— подготовлен проект «Электронные библиотеки России» на 2000-2004 гг., где, в частности, предложено сформировать и предоставить в свободном доступе полнотекстовые и графические материалы на базе РГБ и музеев Кремля.

Преимущества электронной библиотеки:

· Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения—своего или библиотеки.

· Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.

· Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.

· Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.

· Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе — обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.

· Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.