Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома — глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва — ячменя, потом пшеницы и ржи.

   В жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это мама, мир, солнце, воздух, земля. К ним можно отнести и хлеб. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», «Хлеб дороже золота и алмазов». Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Хлеб – источник белков, углеводов и витаминов. В нём содержится клетчатка. Это источник минеральных веществ и витаминов.

     Что такое хлеб? Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемых «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб». В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса – то. На Руси хлеб называли жито. Ещё 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зёрна диких злаков. Сначала их ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким, как каша.

    По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба.

    Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи.

    На Руси основным видом хлеба был кисловатый черных хлеб. Простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать «Боярского» хлеба.  Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки.

   Кто  же трудится, чтоб каравай на свет появился? Ещё с осени хлеборобы начинают заботиться о будущем урожае. Они глубоко вспахивают землю трактором. Не забывают и о пище для будущих посевов – разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения. Зимой при помощи снегопаха в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Весной по вспаханному с осени полю пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

   Теперь можно начинать сеять! К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

   Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки –первые всходы. Но вместе с первыми всходами взошли и сорняки. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.  Летом посевы поливают, берегут от вредителей. За летний период вырастают колоски, а в них много- много зерен. Наконец пшеница созрела, и хлеборобы начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу и укладывают её в валки. Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают.

   Чтобы зерно было чистым, отборным, его пропускают через зерноочистительную машину. А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы. Там зерно перетирают, перемалывают и получают муку. С мельницы муку доставляют на хлебозавод. На хлебозаводе из муки делают тесто. А уже из теста пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим.

  А сейчас я предлагаю вам игру. Немного разомнемся. Игра : посмотрите, как на наших полях заколосилась пшеница! Пора колосья собрать в снопы. Сноп – это связка колосьев (связка кеглей). По сигналу вы собираете «колосья», принося их по одному. После того, как поле опустеет, вы связываете свои «колосья» в сноп. Победителем станет тот, кто быстрее соберёт наибольшее количество «колосьев» и свяжет их верёвкой.

   В народе говорят: Колос к колосу – получится сноп, зёрнышко к зёрнышку – насыплешь мешок. Так собирали колосья много лет назад, а теперь…

Ребята ,а давайте посмотрим с вами видео и увидим как работает комбайн в поле.

 Выплывают в степь комбайны, 
Словно в море корабли. 
Ох, машинища какая! 
Ну, комбайнер, покажи, 
Как, пшеницу подсекая, 
Ходят острые ножи, 
Как из колоса тугого 
Выбивается зерно? 
Как? - пожалуйста , готово, 
В ящик сыплется оно. 

      Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытым кузовами, на которых крупными буквами написано слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. Ребята, а как называется человек, который печёт хлеб? Пекарь! А давайте посмотрим еще видео и узнаем об этом нелегком труде.  Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, кто   умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его  могли себе позволить купить только очень богатые люди.

   Давайте и мы попробуем испечь хлеб. Нам нужны два пекаря.

Игра: по сигналу игроки надевают на себя фартук, берут воздушный шарик, который будет поднявшимся тестом, помещают его в кастрюлю. Ставят на лопату и отправляют в «печь» – зрительный зал, где дети передают посуду из рук в руки и обратно на лопатку к пекарю.

  Молодцы, пекари! Порадовали всех свежим ароматным хлебом!

   Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни, – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба ,который отмечается ежегодно 16 октября. О хлебе слагают песни, пословицы, поговорки, пишут стихи и рассказы.

    Давайте посмотрим клип и послушаем песню о хлебе.

    А теперь давайте вспомним пословицы о хлебе. Я буду говорить начало фразы, а вы – её завершение.

Хлеб да вода – богатырская…(еда)

 Хлеб-соль кушай да добрых людей…( слушай)

 Красна изба не углами, а красна…(пирогами)

 Земля – матушка, а хлеб –…( батюшка)

 На чужой каравай роток…(не разевай)

 Я надеюсь, что вы будете следовать народной мудрости.

   Трудно достается хлеб. А всегда ли мы помним об этом? К великому стыду, нет. Даже при том, что хлеб дорогой, его много идет в отходы. А ведь из черствого хлеба можно приготовить сухарики, гренки, квас, пирожные и массу других блюд. Помните об этом. Ребята, обратите внимание на нашу книжную выставку «Его величество- Хлеб». Я напечатала и поместила на ней правила, как нужно обращаться с хлебом. Кто прочитает их?

   Хлеб насущный – это касается каждого. И, если мы бросаем ломоть хлеба наземь, с ним пропадает частица труда многих людей. Так давайте ценить и уважать этот благородный труд все от мала до велика. Мы часто говорим: о нефти – «черное золото», о хлопке – «белое золото». А хлеб? Да ведь ему нет цены . Он дороже золота! В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, семян лебеды и др. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его!

   Вспоминает В.И.Богданова, ребёнок ВОВ : «Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне». Послушайте замечательное стихотворение Нины Самковой.

 О ХЛЕБЕ И ВОЙНЕ
Я видела однажды, по дороге. 
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. 
И ловко били хлеб шальные ноги. 
Играл, как мячиком, мальчишка озорной. 
  Тут подошла, старушка и, нагнувшись, 
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла 
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. 
Решил, что это нищенка была. 
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. 
Поднялся и к мальчишке подошел 
« Зачем - спросил он, голосом усталым – 
-Ты, мальчик поступил нехорошо» 
А утром, в день победы, ветераны. 
Все при параде, в школу, ту, пришли. 
Мальчишке показалось очень странным, 
Что ветераны хлеб, с собой, несли. 
Узнал мальчишка, в старом ветеране. 
Седого старика, на той скамье. 
Он замер, тишина стояла в зале. 
И хлеб душистый на большом столе. 
И та, старушка, что ушла с батоном. 
Сидела рядом, грудь вся в орденах. 
В глазах мальчишки голубых, бездонных. 
Вдруг, со слезами появился страх. 
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. 
Мальчишке, нежно, в руки подала. 
И быль, рассказанная, той старушкой. 
Его в блокадный Ленинград перенесла. 
Вот перед ним возник холодный город. 
Во вражеском кольце, кругом бои. 
Свирепствует зима и лютый голод. 
И тот батон, что поднят был с земли. 
Прижав батон, он мчится по дороге. 
Он знает, мать его, больная, ждет. 
Торопится он к ней, замерзли ноги. 
Но счастлив он, он хлеб домой несет. 
А дома, бережно, батон он режет. 
Куски считая, чтоб хватило им. 
Пусть он сухой и пусть не очень свежий. 
Он был единственным и очень дорогим. 
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. 
И матери, ее кусок, несет. 
В глазах ее он видит боль и муку. 
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок» 
Но, вспомнив, как он бил батон ногою. 
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук 
Мать закричала « Что, сынок, с тобою. 
Дай хлеба, я умру от этих мук» 
Он зарыдал и вновь перед глазами. 
Старушка, что батон с земли берет. 
Она стоит и нежными руками. 
Мальчишке, хлеб душистый, подает. 
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. 
Бежит домой, там, мать больная, ждет. 
Боль матери всем сердцем понимает. 
И оправданий он себе не ждет. 
Он входит в дом, сидят в нем ветераны. 
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. 
Все сном прошло, остались только раны 
От боли той, в глазах стоял испуг. 
Он понял цену, тем слезам и хлебу. 
Который, дерзко, превратил он в мяч. 
На землю, вновь его вернули с неба. 
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь» 
Стоит она и гладит по головке. 
В глаза глядит, так, как глядела мать. 
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. 
« Простите» - только это смог сказать. 
Я видела, как тихо, по дороге. 
Идет мальчишка, голову склонив. 
И дед седой все курит на пороге. 
Всю боль души, молчаньем сохранив.

    Хлеб войны… Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт- Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт. Люди военных лет знали цену хлебу. Они берегли каждую хлебную крошку!

ПОМНИТЕ!!!

Давайте посмотрим видео…

   «При сытости помни голод» – это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод. Когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо нашего земляка: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».

   Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

 А какие ещё знаете  вы хлебобулочные изделия? Отгадайте загадки .

  С маком замечаем.
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем.  (Баранки, сушки)
 
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряники)
 
Бабушка сегодня к чаю
Что-то вкусное печёт,
Я по запаху гадаю –
Пудинг или кекс нас ждёт?
Может, пряник? Может, плюшка?
Нет – творожная ... (ватрушка)!


От формочки бочок весь в рубчик,
Но с ним невкусным будет супчик.
«Гав, гав!» — попросит песик Рекс
С изюмом выпеченный… (Кекс.)
 
Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется… (Булочка.)
 
На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… (Пирожки.)
 

А я предлагаю весёлый конкурс! Нам нужны 4 участника .( Раздаются листочки со словами. Кто выразительнее и артистичней прочитает стихотворную заготовку-рекламу.)

Я  -булка белоснежная, семейная и нежная,
Чрезвычайно аппетитна, так румяна, миловидна!
Изюма много на боках…
Не держи меня в руках –
Поскорее откуси и за мной ещё приди.
 
Я -пышечка с начинкой. Пекусь я от души.
Мои щёчки так румяны, мои формы хороши.
Вся кругла и аппетитна, я имею сдобный вкус.
Я настолько уникальна, что подделок не боюсь
 
Я- круассанчик сладенький,
я свеженький и мягонький.
Хорош я , несомненно,
и выгляжу так славненько!
Ловлю я взгляды жадные,
все тянут ко мне руки…
Купи меня скорее, и будет не до скуки!
 
Закончен творческий процесс,
И я пред вами – свежий кекс!
Я такой весь шоколадный,
С головы до ног нарядный,
С пылу, с жару и огня.
Кто скорее съест меня?

(участники получают сладкие призы)

 Спасибо, уважаемые гости.

     Каждый день, беря в руки кусочек  хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.  Помните, что совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Все они создали это чудо своими руками. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб — бесценное богатство. И у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

   А я хочу, ребята угостить вас хлебушком ,который сама испекла. Угощайтесь!

 Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

                                             Библиотекарь ч.з.Аникина Н.В.